Возведение высоток приобрело грандиозные масштабы в конце девятнадцатого столетия в США. Возможность строительства обусловлена простыми причинами, инженерам и конструкторам удалось найти решения по успешному созданию лифтовых систем.
В Российской Федерации насчитывается примерно сто сооружений, чья высота составляет сто тридцать метров. В мире таких зданий значительно больше и их число все больше увеличивается. В основном возводятся отели и бизнес-центры, но часть домов представляют жилой сектор. В них имеется вся инфраструктура, для комфортного проживания всей семьей.
Лифтовые системы предназначены для перевозки людей и грузов внутри сооружения, с выполнением всех правил безопасности, комфорта. В этой статье расскажем о схемах движения лифтов и иных механизмах, задействованных в устройстве.
Схемы движения лифтовых систем
Когда возведено сооружение высотой до тридцати этажей, то инженеры в основном применяют 2-е простых метода монтажа:
- Лифт работает на всех без исключения этажах и совершает остановки на каждом из них.
- Лифтовая система состоит из 2-х конструкций, половина функционирует на четных этажах, а другая на нечетных.
С более высокой этажностью использование таких способов оказалось неэффективным, так как поднимание людей или грузов на верхние этажи, занимает массу ценного времени. Именно по этой причине, конструкторы придумали способ движения лифтовых систем со «слепыми зонами». К примеру, возьмем стандартное 60-этажное сооружение:
- Первая часть лифтовой системы движется с 1-го по 20-й этаж и на этом его функции заканчиваются.
- Вторая часть лифта движется с 21-го по 40-ой, причем выше обслуживания нет.
- Третья часть лифта движется с 41-го по 60-й. На втором и сороковом устройство не останавливается.
Такие лифтовые системы называются скоростными и они имеют массу достоинств: происходит быстрый проход слепой зоны, уменьшается время ожидания.
В настоящее время при строительстве сооружений высотой свыше пятидесяти этажей используется метод монтажа «sky lobby». Она получила применение в известных небоскребах Северной Америки, Тайваня и России.
Широкое применение получила схема организации движения высотных холлов. Каждое высотное здание представляет собой секцию, в которой работают независимые лифтовые системы. Они перевозят людей используя слепые зоны. Такие лифты получили название челноков. Челноками называют механизмы, которые развивают большую скорость, имеют минимальное число остановок и способны вмещать огромное количество пассажиров.
Технические характеристики для лифтовых систем, использующихся в высотных сооружениях
К лифту предъявляются повышенные требования, которые выражаются в следующем:
- Устройство должно обладать высокими скоростными показателями.
- Иметь возможность подъема на сто и выше этажей.
- Перевозить большое число пассажиров.
Стандартная скорость лифта во всем мире признается 10 метров в секунду. Лифтовая система в высотном здании Shard в Великобритании развивает скорость 6 метров в секунду и является самой быстрой в Европе.
Производители лифтовых систем должны придерживаться при строительстве следующих критериев:
- Кабина должна иметь обтекаемую форму. Эта конструкция внешне напоминает самолет, который имеет несколько вытянутый вид, способствующий меньшей сопротивляемости потокам воздуха. По этому принципу произведена кабина лифта.
- Кабина должна находится в единой шахте.
- Обеспечение шумоизоляции кабины.
- Организовать управление давления воздухом.
- Применять только качественную фурнитуру при закрывании дверей.
- Применять в качестве фиксатора на направляющих колеса.
- Использовать прочные клипсы для закрепления направляющих.
- Резонансная частота канатов, используемых в лифтах, должна разительно отличаться от частоты здания.
- Уделять большое внимание вопросу пожарной безопасности.
- Осуществлять перевозку пассажиров в количестве до ста человек.
Существуют более эффективные схемы организации движения лифтов в высотных зданиях, но они пока что получили недостаточную популярность.
Схемы управления движения лифтовых систем
Раньше лифты были способны выполнить только один запрос. Затем, с течением времени появилась последовательная система управления, дальше возникла собирательная. В Российской Федерации данный метод получил широкое распространение и монтируется практически везде. Но в настоящее время наиболее совершенной считается система с выбором этажа назначения. Она монтируется в большинстве высотных сооружений.
Современная система управления лифтами позволяет в автоматическом режиме отключать устройство в ночное время, тем самым контролируя его состояние. Обеспечение безопасности пассажиров является наиболее важной задачей систем управления. Также она способствует экономии энергии при эксплуатации устройства.
Способы регенерации и качественные приводы
Представим себе такую картину, что человек весом в сто килограмм поднимается на высоту в сто этажей. При этом создается огромная потенциальная энергия, которая конструкторами превращена в электрическую. Таким образом, энергия на подъем не тратится зря, а используется со смыслом.
Сегодня, в прошлое ушли старые приводы червячного типа, а появились эффективные безредукторные, которые широко применяются в лифтовом хозяйстве высотных зданий. Впервые он был сконструирован в 1995 году и с тех пор весьма популярен. Особенного прогресса в конструировании безредукторного привода добилась компания Коnе, безусловный лидер в своем сегменте.
Понижение массы подвижных частей лифтовых систем
Замены канатным лифтам, используемых в высотных сооружениях пока не придумали, поэтому для конструкторов серьезная проблема поведение каната при опускании и подъеме груза на большую высоту. Компания Коnе предложила свое грамотное решение. Был спроектирован специальный канат, основа которого состояла из углеродного волокна. Специалисты добавили в состав небольшое количество графита, который создал должную прочность. Испытания показали высокую эффективность и с тех пор приспособление весьма популярно при использовании лифтов. Достаточно сказать, что канат тестировался на протяжении десяти лет, пока инженерам не стало ясно, что возможно безопасное его применение. В перспективе планируется изготовить такое устройство, которое позволит совершать подъем на высоту более одного километра.
Пожарная безопасность лифтовых систем
Наверное, пожарная безопасность является самым важным при конструировании лифта в высотном здании, поэтому этому аспекту уделяется большое внимание. Монтаж устройства производится в строгом соответствии с техническими регламентами и при отклонении не вводится в эксплуатацию.
Лифтовое хозяйство имеет временные периоды проверок контролирующими органами и в случае установления неполадок, устройство может быть отключено. После исправления неисправности, на место приходит инспектор и проверяет работоспособность. Если все в порядке, то происходит ввод в эксплуатацию.