Лифты сегодня не роскошь, а средство передвижения. А еще полтора века назад все было совсем по-другому. Установить, какой же лифт появился самым первым в Санкт-Петербурге, — сложно. На звание старейшего претендуют подъемники на паровой тяге в нескольких доходных домах. Хотя всем им фору дает «императорский стул», созданный для Екатерины II в 1793 году. Подъемный механизм приводил в движение лакей, перетягивая систему тросов.
Лифт для российской императрицы разработал легендарный механик-изобретатель Иван Кулибин. Конструкция была проста: Екатерина могла подняться на стуле на верхний этаж Зимнего дворца. Спустя 30 лет вместо обычного стула установили кабину, так царственной особе было и безопаснее, и удобнее. Только вот чтобы поднять кабину вверх, использовался самый простой способ, – лакей-силач перетягивал трос. Так продолжалось больше полувека, пока, наконец, не появились гидравлические механизмы. К слову, почти одновременно такие лифты были установлены при императорском дворе, а также на Эйфелевой башне в Париже.
Сто лет назад лифты были гидравлическими или паровыми: в первом случае в движение кабину приводил гидравлический поршень, во втором – паровой двигатель. Лифт был недешевым удовольствием, все кабины обслуживались лакеями. Чаще всего лифты устанавливали в доходных домах, ведь, если квартиру снимали состоятельные люди, подниматься по ступенькам им было не с руки.
Одним из самых известных купцов в Петербурге начала ХХ века был предприниматель Мертенс, владевший меховой фабрикой. В 1907 году он построил лифт в своем доме, при этом сделал это, не жалея средств. Кабина была хрустальной, пассажиру предлагалось присесть на кожаный диван. Интересно, что этот лифт, спустя сто лет, был реконструирован немецкой компанией «Штейн», и он до сих пор работает. Реставраторы сохранили аутентичный вид лифта, так что прокатиться на лифте с королевской роскошью можно и сегодня.
Дома с лифтами строил и Григорий Елисеев, занимавший должность генерального консула Дании. В его доходных домах лифтами могли пользоваться арендаторы жилья. Дома на набережной Фонтанки и на улице Ломоносова были оснащены подъемными кабинами на паровой тяге.
Лифты устанавливались не только в жилых домах. В 1900 году двумя кабинами оснастили «Пассаж», чтобы покупателям было легче ходить за покупками. Интересно, что шахты этих лифтов используются до сих пор, хоть механизм уже давно заменили на современный.
Среди лифтов, построенных в начале ХХ века, есть несколько по истине уникальных. Это лифт в доме жены Казакова на Васильевском острове, он прославился своими миниатюрными размерами – в кабине может находиться только один человек. Несмотря на то, что лифт уж очень стар, он все еще работает.
В Доме книги (бывший дом Зингера) сохранилась золоченая шахта, которая свидетельствует о том, с каким размахом строились лифты.
Победителем в номинации «Самый оригинальный лифт», если бы такая существовала, неизменно стал бы подъемник, установленный в доме Фаберже. Гениальный ювелир превратил лифт в тайник, и хранил в нем, как в сейфе, свои богатства. Чтобы обезопасить себя, на ночь он оставлял лифт под электрическим напряжением, лифтер в целях безопасности работал в галошах и резиновых перчатках.
Несмотря на все предосторожности, злоумышленникам все же удалось ограбить легендарного ювелира, так что даже хитрый план не спас его богатств.
Лифты в том виде, к которому мы привыкли, появились в 1950-х годах. Тогда стали строиться высотные дома, появилась необходимость в массовом строительстве домов, оснащенных подъемниками.